Бахчисарайское отделение скалолазания: первые 5 лет позади
Мы живём на скалах
В 2021 году Бахчисарайское отделение скалолазания Республиканской спортивной школы № 6 отметило пятилетие. Начинали в сентябре 2016 года на секторе Мир, пробовали лезть по самым простым маршрутам, знакомились со снаряжением и тренером. Спустя два года тренировок Кира Сорокина залезла свою первую 8ку - маршрут «Пункция» на секторе Сестрички. Ей тогда было 12 лет.
Сейчас в секции у Сергея Черевко занимаются 18 детей, юные спортсмены выступают на всероссийских соревнованиях, ездят на сборы, старшие уверенно лазают восьмерки и знают почти каждую трассу на Бахчисарайских скалах. Свое будущее ребята связывают со спортом и родным городом.
Публикуем большое интервью с воспитанниками Сергея Черевко о первых шагах в скалолазании, тренировочном процессе, перспективах скалолазания в Бахчисарае и Крыму, спортивных планах и надеждах.
***
На секторе Баллон тренировки не прекращаются круглый года. На солнечной стороне зимой скалы прогреваются до 18-20 градусов - идеальное трение. Кира Сорокина (16 лет, занимается с 2016 года) на разминку лезет «M&Ms» 7b. Часто на тренировках ребята лазают эту трассу на скорость – тренируют выносливость.
Кира: - «Раньше я до безумия боялась срываться! Особенно на Красном камне, где большие пролёты. Пережимала зацепки и быстрее забивалась из-за этого страха, всегда повисала на оттяжке, не лезла до срыва. Потом мы пошли на Мир, Сергей Васильевич выдал мне верёвки и сказал прыгать. Мы прыгали-прыгали, и в конце тренировки мне это так понравилось, что теперь я сама прошу об этом. Вот на «M&Ms» я в топ не вщёлкиваюсь и прыгаю.»
Вслед за Кирой «M&Ms» уверенно лезет Илья Чигарев. Этот маршрут впервые он залез до топа прошлым летом. Илье 11 лет, занимается он второй год.
Илья – «Страшно там под верхом — где сложные перехваты. Сорваться боюсь. А если бы я не боялся, то уже 7с залез.»
Для пролаза маршрутов высокой категории необходимы мастерство и выносливость; некоторые трассы нарабатываются месяцами. От ребят это требует, прежде всего, терпения, а также упорной работы и мотивации. Ярослав Несторец (15 лет, занимается с 2016 года) лазает 8ки уже не первый год, сейчас работает над «Хозяином дождей» 8b.
Ярик – «Надо иметь большую силу воли, чтобы выдерживать все эти нагрузки. А когда сделал ключ, уже не хочется срываться — лезешь до конца. Мы лазаем много на скалах, ОФП мало делаем. Не хватает выносливости — лезем трассы на выносливость. В Бахчисарае можно отработать технику на разном рельефе: нависания по ручкам, расщелины, дырочки, на расположение, на протяжённость. Чего не хватает у нас, так это колонетов.
Для меня все решается с первой попытки. Если я вижу, что движение в принципе выполнимое, надо немного постараться — и я залезу. А если движение невыполнимое, то я сразу затухаю и иду работать над другой трассой. У меня так было с «Лорпенами в дырке» — я её полгода не мог залезть.»
Кира - «Прошлой весной вылезла «Путь бобра» 8b. В принципе, нормальная трасса, но не совсем под меня, она на выносливость. Я люблю короткие трассы с сильным ключом, и чуть-чуть дотерпеть. А тут на пределе нужно было долго лезть. «Зимнее солнце» 8b не даётся пока. Очень испугалась на втором ключе — там пролёт большой и движение страшное. Была бы оттяжка поближе, я б сделала движение. Волнительно делать движение, когда оттяжка возле коленки. Надеюсь, в скором времени её вылезу. А больше всего мне нравится «Шальные объятия» 8b. Мне там не страшно, очень интересные движения. Она больше под меня, чем «Зимнее солнце».»
Диалог с тренером - неотъемлемая часть работы над трассой. Важно – взаимное доверие и умение слышать друг друга. Тренер может помочь с раскладом, грамотно распределить нагрузку, а главное – в самый сложный момент убедит поверить в себя и сделать топ. Григорий Гульченко (15 лет, занимается с 2017 года) вспоминает свою первую тренировку:
Гриша - «Тренировка была на секторе Мир, где самые лёгкие трассы. Ощущения были смешанные: вроде бы тебе и нравится, и что-то получается, но страшно и сложно. Причём, этот страх не сковывает, а вызывает ещё больший интерес. От тренера чувствовалась поддержка, он всё объяснял, я ему доверился.»
Сейчас Гриша работает над «Вечерницей» 7с+.
Гриша – «Бывает, что трасса вполне «пролазная» с первого взгляда, но у меня нет настроения её лезть. В каких-то местах мне может стать страшно — и я повисну. Со страхом ещё недостаточно поборолся, чтобы лезть до конца. Но на соревнованиях этот страх отключается, когда понимаешь: либо сейчас, либо никогда. Лезешь и забываешь про страх срыва. Пятку иногда плохо ставлю, неправильно выворачиваю — она слетает.
Сергей Васильевич подскажет, где лучше лезть, какая где зацепка. Знает мои сильные и слабые стороны. Если на трассе разные расклады — он мне даёт такой, который мне будет проще сделать.»
Ярик – «Мне нравится, что тренер даёт возможность подумать: чтобы я учился сам разбирать движения — это пригодится мне на соревнованиях. А команда — у нас да, настоящая команда. Когда лезешь на пролаз, особенно чувствуется поддержка: давай-давай, делай!»
Скалолазание стало для ребят образом жизни. Специфика этого вида спорта - «общение на равных»: дети и взрослые лазают одни и те же маршруты, берут равную ответственность во время страховки, добиваются личных результатов, которые можно сравнивать вне зависимости от возраста. Плюс путешествия, поездки по скальным районам, часто в компании друзей и родственников. Новые знакомства, интенсивное общение с единомышленниками по всей России. Здоровая конкуренция, которая только повышает интерес к спорту.
Илья – «Со скалолазанием я расширяю кругозор, — рассказывает Илья. — Мы много куда ездим. Например, Кавказ, Судак, Красный Камень. Раньше я ходил на каратэ. Три года прозанимался, всё одно и то же, надоело. А тут куда-то ездим, новые секторы, новые трассы.»
Ярик - «Скалолазание отличается от других видов спорта тем, что каждый раз открываешь для себя что-то новое. В других видах спорта может повторяться одно и то же — вот почему я и бросил каратэ. На соревнованиях чувствуешь себя раскованнее. В скалолазании больше путешествуешь: можно ходить в походы с палаткой в скальные районы или посещать города с интересными скалодромами. Прошлым летом мы ездили с родителями и тренером на Кавказ: в Джантугане лазили болдеры, ходили в походы в Приэльбрусье. Очень хочу попробовать скалы в Турции и вернуться на Кавказ.»
Гриша – «Когда облезаешь сильных соперников — чувствуешь, что не зря занимаешься — можешь конкурировать. В Крыму на местных стартах у нас постоянно конкуренция с Пашей Дегтяренко из Ялты. Мы на одном уровне, разница на соревках бывает в один перехват. Всегда радуюсь, когда получается его облезть. Ярик сильнее меня во многом — я тянусь за ним. Только в скорости уступает, она ему и не нравится.»
Удивительная «удача» родиться скалолазом в Бахчисарае сделала ребят настоящими патриотами своего города и вида спорта. Бахчисарай они считают самым подходящим для жизни скалолаза, не хватает только скалодрома. Все соревнования проводятся на искусственном рельефе, и трудность, и болдеринг, и скорость нужно тренировать на скалодроме, привыкать к зацепкам.
Гриша — «Я часто думаю о том, что мне повезло жить в таком городе, где есть так много скал, и заниматься скалолазанием. Наверное, это мечта любого скалолаза. А кто-то занимается болдерингом и выезжает на скалы пару раз в год. Для скалолаза идеальное место для жизни — это Бахчисарай. Если тут ещё построят скалодром, где можно тренировать и трудность, и болдер, и скорость, — это будет космос.»
Инфраструктура важна для карьеры профессионального спортсмена. А именно о такой мечтают наши юные скалолазы. Родители Киры построили домашний болдерзал, в нём теперь проходят вечерние тренировки.
Кира - «Если б не наш скалодром, то каждый день мы бы ездили в Симферополь, а после школы это очень неудобно и тяжело. А когда появился болдерзал, я прихожу после занятий и сама лазаю. У нас там есть и турники, и фингерборд, и снаряды разные.
Для меня сейчас скалолазание — самое главное. Не представляю жизнь без него. Я хочу участвовать в Олимпийских играх, сделать карьеру спортсмена — это моя цель. Чего мне не хватает для этого? Очень много слабых сторон и соревновательного опыта. Зато у меня самый лучший тренер.»
Ярик — «Я хочу стать профессиональным спортсменом, участвовать в чемпионатах мира, Олимпийских играх.
Но я хотел бы связать свою жизнь не только со скалолазанием. После школы я буду поступать на инженера в сфере энергетики.
— А если будет выбор — олимпийская карьера или работа инженером, что выберешь?
— Олимпийскую карьеру.»
В Бахчисарай год от года приезжают на тренировки все больше профессиональных спортсменов и скалолазов-любителей со всей России. Место действительно уникально своим скальным массивом, близостью секторов к городской инфраструктуре, наличием разнообразного рельефа и множеством маршрутов любой категории сложности.
Мечты юных спортсменов вполне реальны. Очень надеемся, что они сбудутся и ребята будут заниматься любимым спортом в родном городе!
Каким ты видишь своё будущее?
Кира - «Хочу попасть на Олимпийские игры. А после школы пойду учиться на тренера. Хочу тренировать детей.»
Гриша – «Я хочу стать профессиональным спортсменом, а потом хочу тренировать других. Выучусь на тренера.»
Илья - «В будущем я хотел бы открыть свой спортивный магазин, или построить скалодром, или открыть спортшколу и там тренировать детей.»
Беседовала — Алена Мартынова
Текст статьи — Алёна Мартынова и Татьяна Цой