Динара Фахритдинова: «Наконец-то я теперь тоже девяточник»
4 июня 2021

Динара Фахритдинова: «Наконец-то я теперь тоже девяточник»

Динара Фахритдинова (ЯНАО) стала первой российской женщиной, кому удалось вылезти на скалах трассу категории 9а в трудности. На минувшей неделе в Крыму ей покорилась Max Factor 9a.

Впервые попробовать эту трассу Динаре удалось в октябре прошлого года. Но тогда было мало времени на то, чтобы хорошо с ней поработать. Да и настроение после досадной ошибки в недавнем финале чемпионата России в «лазании на трудность», первом после возобновления карьеры, было нелучшим.

«Я вернусь сюда ради неё однозначно», - написала тогда Динара. Воплотить задуманное удалось весной. Три дня работы над проектом и седьмая счастливая попытка, после которой мысли в голове: «Боже, я пролезла, Max Factor. Это точно я? Вячеслав Борисович офигеет!»

Как это было, Динара подробно рассказала на своем личном сайте и в соцсетях, еще находясь на скалах. А по возвращению из Крыма пресс-служба ФСР расспросила ее о том, что сама она рассказать не успела.

- Ты сообщила о прохождении Max Factor постом в инстаграме. Он завершался фразой: «Наконец-то я теперь тоже девяточник». Слово «наконец-то» создает впечатление, что ты хотела этого давно и долго целенаправленно к этому шла?

- Я захотела этого тогда, когда Саша Диджулиан пролезла впервые девятку (11 октября 2011 г. – Прим. авт.), и когда другие девчонки тоже начали лезть всё круче и круче. А я как будто встала на место наблюдателя за достижениями других людей. Я только лишь хотела, но ничего не делала. Тому виной личностные проблемы. И тогда, по сути, я сдалась, ничего не попробовав.

После возобновления карьеры не скажу, что прямо шла к этому достижению, но мысль в голове была. Примерно полгода назад написала в тетради «пролезть 9а». Приехала – попробовала. Уехала – забыла. Вспоминала, конечно, иногда, думала, как было бы круто. Когда нашлось время, снова приехала, и тогда уже начала идти к исполнению детской мечты.

- В целом, почему тебе хотелось оказаться в этом «клубе»?

- Было бы странно для спортсменки не хотеть пролезть то, что лезут другие. Это же как вызов: делает один – другому нужно повторить, либо превзойти. Для меня это был следующий уровень. Мне нужно было знать, что я это могу. Доказать себе, что еще могу и что всегда могла. Надеюсь, это придаст мне легкости, спокойствия. Мне тяжело хвалить себя, видеть хорошее в себе. Вот если вы спросите меня о моих плохих качествах, скажу целый список за 10 секунд. А если спросите хорошие, то не смогу ответить, и это моя проблема.

- В мире всего 30 женщин смогли вылезти на скалах 9а и выше в трудности. Насколько сильно ты следишь за этими событиями? Соседством с кем в этом списке ты гордишься?

 - Не слежу, но интересуюсь. Не размышляла в таком ключе, наверное, и не стану. Я просто рада за каждую из них, потому что могу представить, какие чувства были испытаны в тот момент.

 - Когда весенний сбор на скалах в Крыму возник в твоих планах? Какие задачи на него ставила?

 - В начале сезона на Кубке и Чемпионате в Воронеже не могла определиться. Очень хотела поехать на скалы, но у всех уже были планы. Димка (Факирьянов. – Прим. авт.) предложил поехать с ним полазать мультипитчи ( сделали) и треды (так и не попробовала). Сразу определились с датой, по мере того как приближалась поездка, план становился яснее. Появлялось больше понимания по месту нахождения – сначала Симеиз, потом я хотела все-таки поехать в Бахчисарай в надежде попробовать проект. Но цели как таковой не было, она формировалась по ходу дела из моих возможностей и амбиций.

- Пару слов о скалах в твоей жизни. Как часто хочется и получается там бывать? Для тренировок или для души? Всегда ли отношение к ним было одинаковым или менялось в процессе твоей карьеры?

- На сегодняшний день скалы заняли особое место в моем сердце. Я начала понимать прелесть этого процесса. Я бы хотела бывать чаще на скалах, конечно, из-за соревнований не получится выезжать часто, но пока и не надо.

Такое отношение у меня сформировалось только с возвращением в спорт. Раньше скалы приносили мне больше страха и напряжения. Я не понимала людей, которые любят лазать на естественном рельефе. Если уж быть честной: до конца я не помню тот момент, когда мне скалолазание приносило удовольствие, до моей паузы в карьере. Это настолько стерлось, потому что моя внутренняя боль затмила все. Сегодня я по-другому ощущаю всё, что вокруг меня, себя лично, происходящее, это абсолютно новое для меня чувство, я как будто была заморожена долгое время, а сейчас оттаиваю.

Кстати, 15 июня будет год с того момента, как я снова усердно тренируюсь. И для меня это важная дата, потому что я проделала большую работу для того, чтобы иметь сегодня то, что у меня есть. Я благодарна за это.

photo_2021-05-28_210.jpeg

- Ты отлично разбираешься в психологии. В день прохождения Max Factor 9а, кажется, ты пыталась воспользоваться своими знаниями и хотела себя немного обмануть. Говорила себе, что не будешь сегодня пробовать пролезть, но фартовые шорты надела. Говорила, что не пойдешь на трассу, но в итоге пошла лазать «не на пролаз». Это были специальные уловки, чтобы расслабить себя, или спонтанно всё получалось?

- Получается, что, действительно, вот такими маневрами я себя обманывала, дабы прийти в равновесие. Перестать требовать от себя и подготовить к тому, что у меня вообще может ничего не получиться. В предыдущие дни была в таком напряжении, столько требовала от себя... Была даже такая ситуация: за два дня до своего успеха видела пролаз Димы и не смогла за него порадоваться и, вообще ничего не сказав, ушла. Но это не потому, что он пролез. Ни секунды не сомневалась, что он ее замочит. Это монстр, каких я лично больше не знаю!

Не могла выдавить ни слова, потому что была зациклена на себе, на своей неудаче в тот день, готова была разрыдаться от своей никчемности. Эти мысли меня убрали с трассы. Поняла, что мне необходимо себя расслабить. Слушать окружающих, общаться, разговаривать – это ключевое.

- Периодически ты «обижаешься» на подготовщиков, которые вольно или невольно делают на соревнованиях ростовые трассы. На естественном рельефе тебе сложно или легко выбирать маршруты?

- Не столько еще лазаю на скалах, чтобы приходилось сильно выбирать. Да, бывают моменты, но в 90 процентах случаев я нахожу свое решение. Ну, а в 10 оставшихся плачу, ругаюсь и называю себя слабачкой. Но это всё касается трудности. С боулдерингом пока не знакома. Думаю, там будет иная картина.

-Вернусь к твоей фразе «Наконец-то я теперь тоже девяточник». Хорошо, цель достигнута. Что дальше? Попробовать какие-то другие 9а? Попробовать еще поднять категорию?

- Всему свое время. Пока что цель – переключиться на соревнования. Скоро начинаются Кубки Мира в трудности. Осенью в Москве Чемпионат мира. А это уже совсем другая история. Поэтому достижения и амбиции, связанные со скалами, я откладываю и начинаю другой путь. Не знаю, как всё сложится, но я буду стараться. Главное – не забывать, что я – тот, кто я есть. Ни больше и ни меньше.

f_dinara_192077195_425343735471107_308289119227870049_n.jpg

Генеральный спонсор ФСР: ОАО РЖД.
Партнёры ФСР: компании РедФокс, Barkli, Скалодром.Ру, TOP POINT, CAMP.
Партнёры по подготовке сборной команды — скалодром Лаймстоун, скалодром ЦСКА, Центр скалолазания «Скалодром.Ру», скалодром «Энергия».

Фото Антона Малькова